Вертолетные такси готовятся к возможному открытию неба над Москвой. В настоящее время идут переговоры с правительством столицы и силовиками, определяются варианты маршрутов для безопасных полетов, говорят участники процесса. Бизнесмены описывают планы по освоению Подмосковья. «Газета.Ru» выяснила, куда сейчас можно слетать на вертолетном такси и как будет развиваться этот рынок в ближайшем будущем.
Сейчас вертолетное такси — услуга для избранных, но развитие сети вертолетных такси неизбежно будет снижать цену полетов. В этом уверен председатель совета директоров «НДВ групп» Александр Хрусталев, его компания — вертолетный центр «Хелипорт Москва» — расположена в 500 м от МКАД на Новорижском шоссе. Там находится вертолетная площадка, ресторан, школа пилотов.
«Вертолет летит в одну сторону с пассажирами, а возвращается пустым. Стоимость полета — 30 тыс. руб., в салоне — три пассажира, по 10 тыс. на каждого. А если система будет налажена, то обратно мы повезем еще трех, и тогда стоимость перелета для одного человека составит 5 тыс. руб.».
Кремль с птичьего полета
В Правительстве Москвы идут переговоры о возможном открытии неба. Схему развития воздушного транспорта разрабатывает Мосгортранс совместно с департаментом транспорта. Одним из участников проекта является компания «Русские вертолетные системы» (РВС), которой принадлежит вертолетное такси «ХелиЭкспресс». У РВС уже есть две посадочные площадки в столице — в «Москва-Сити» и рядом с Домом музыки. Согласно замыслу, в Москве могут появиться еще 82 частных вертолетных площадки.
Вся работа проходит в рамках городской целевой программы «Московское воздушное такси», обсуждение ведется порядка пяти лет, и уже есть концепция, рассказал «Газете.Ru» гендиректор компании «ХелиЭкспресс» Вадим Караваев. Предполагается сделать два воздушных коридора, по которым вертолеты смогут летать с северо-запада до «Москва-Сити» и с юго-востока до Третьего транспортного кольца. По данным Александра Хрусталева, предварительно решено пустить вертолеты над Москвой-рекой и Третьим транспортным кольцом. А директор департамента развития вертолетной компании «Аэросоюз» Дмитрий Евцихевич пояснил агентству «Москва», что летать над столицей разрешат только вертолетам с двумя двигателями — ради безопасности.
«К работе привлекаются научные институты — городские и федеральные, которые проводят исследования. И основная задача этих исследований — документально и научно доказать, что над Москвой можно выполнять полеты достаточно безопасно, — продолжает Караваев. — Ведутся переговоры с представителями силовиков — это Федеральная служба охраны, ФСБ, Минобороны, и огромная работа проводится по взаимодействию с Правительством Москвы».
По факту — правительство города не возражает против выполнения полетов, единственным серьезным препятствием становятся опасения силовых структур, говорит Караваев. «Понимания с их стороны нет… Точнее, понимание есть, но очень серьезные требования предъявляют к вопросам обеспечения безопасности», — отмечает он.
Еще одним камнем преткновения, по словам Караваева, является система АЗН-В — автоматическое зависимое наблюдение-вещание. Все воздушные суда, которые выполняют полеты над Москвой, будут видеть друг друга, а также выдавать сигнал о своем местоположении в органы управления воздушным движением. Пока эта система не запущена в полном объеме, но работа в Госкорпорации по организации воздушного движения в этом направлении тоже активно ведется, говорит Караваев.
Промежуточные результаты уже есть. «В этом году мы начали выполнять полеты в Москву на площадку «Москва-Сити» на гражданском пассажирском вертолете», — говорит глава «ХелиЭкспресс». Оценивая пройденный путь, он поясняет, что работы находятся только на начальном этапе. «Наша цель — сделать воздушные перевозки над Москвой регулярными, но пока нам разрешают выполнять только авиационные работы. Как таковых перевозок над Москвой мы пока не выполняем», — говорит Караваев.
В том, что вертолетные такси будут летать над Москвой, гендиректор «ХелиЭкспресс» не сомневается. «Мы подобрали в городе порядка 100 мест, где можно организовать вертолетные площадки. Они включены в перспективный план развития города. В процессе строительства и согласования находится порядка девяти площадок — пять на крышах зданий и четыре на земле, еще 15 заложено в проекте. Это площадки не вертолетного такси, а под конкретных заказчиков», — пояснил Караваев.
«Небо над Москвой будет открыто, мы в этом уверены, — говорит владелец «Хелипорт Москва» Александр Хрусталев. — Однако оно не будет открыто для массовых перевозок пассажиров, потому что это очень сильно затронет жилые районы — людям не понравится постоянный шум над их домами. Поэтому даже если небо и будет открыто, то полеты будут ограниченны для максимального комфорта проживающих».
В Шереметьево за 10 минут
За пределами столицы вертолетные такси работают вполне успешно. Есть четыре гиганта — «ХелиЭкспресс», «Хелипорт Москва» и крупнейшие в России официальные дилеры Robinson Helicopter Company — «Аэромаркет» и «Аэросоюз». Есть агенты, которые становятся посредниками между клиентами и вертолетными центрами. Так что, решив совершить полет, пассажир, по всей вероятности, попадет к кому-то из этой четверки.
Заказать вертолетное такси можно до крупнейших аэропортов. Минимальная цена — 15 тыс., такую услугу предлагает «Хелипорт Москва» от площадки на Новорижском шоссе до Шереметьево на вертолете Robinson R44, в котором размещаются три пассажира. Длительность полета — 15 минут. Или за 10 минут можно преодолеть этот путь вшестером на вертолете с более мощным двигателем Eurocopter EC130 T2 за 25,6 тыс. руб. Во Внуково полет будет стоить от 20 тыс. до 43 тыс. руб. Время в пути составит от 17 до 20 минут. А в Домодедово можно долететь от 23 тыс. до 51 тыс. руб., время в пути — 20–25 минут.
На такси «ХелиЭкспресс» можно также долететь от одного аэропорта до другого. Маршрут Шереметьево — Домодедово будет стоить от 34 тыс. руб. Время в пути — 34 минуты. А из Внуково до Домодедово можно успеть за 20 минут и за 32 тыс. руб. Это полет на Robinson R44. При выборе вертолета Eurocopter AS 350, в котором шесть мест, стоимость полета увеличивается более чем в два раза.
И пристегните кабана!
У компаний есть другие уже проработанные маршруты. Например, до гольф-клубов «Пестово», «Пирогово», в парк «Волен», к яхт-клубам «Талассо», «Галс» и «Адмирал», к санаториям, а также в охотохозяйства.
Иногда после охоты в салоне вертолета прибавляется в качестве пассажира добытый трофей.
«Если говорить об экономии, то летят втроем с ружьями, а трофей отправляется благополучно на машине. А если летят втроем на большом вертолете с большим багажником, то нет проблем — перевернули кабана, погрузили его в багажник, привезли. У нас был случай, когда владелец вертолета улетел на Robinson на охоту, там замечательно поохотился, а потом изъявил желание прилететь вместе с добычей — кабаном. Его положить некуда в Robinson, тогда посадили на место пассажира, пристегнули, наушники сверху надели. Выглядел колоритно! Справа от пилота сидел кабан!», — рассказал Вадим Караваев, добавив, что вертолет был частным, а не такси.
Бизнесмены предпочитают быстрые поездки в соседние города: до Твери — 115 минут и 57 тыс. руб., до Тулы — 155 минут и 78 тыс. руб., до Нижнего Новгорода — 5,5 часа и 195 тыс. руб. В перечне около двух десятков городов. Но на дальние расстояния вертолет проигрывает «Сапсану»: на нем до Нижнего Новгорода можно доехать за 4 часа. Впрочем, и до Смоленска вертолет долетит за те же пять часов, за которые доедет поезд Москва — Минск. Другое дело, если хочется конфиденциальности, чего обычно не хватает звездам шоу-бизнеса.
Представители вертолетных такси рассказывают, что их услугами пользуются Филипп Киркоров, актер Данила Козловский, телеведущий Дмитрий Дибров и многие другие.
При желании можно сделать свой маршрут, сотрудники его изучат, найдут ближайшее место для посадки, оценят стоимость полета. Для посадки вертолета необходимо ровное место размером 4х4 м, а вертолет Robinson садится на автомобильную парковку.
Минус на минус
К очевидным минусам относится необходимость заранее записываться на полет. «Заказ вертолетного такси — минимум за час до вылета. А вообще, чем раньше позвоните, тем больше вероятность, что будет вертолет. Если это пятница, то практически 99%, что за час мы не успеем, нужно часа два на подготовку, — говорит глава «ХелиЭкспресса» Вадим Караваев. — А так, можно, конечно, приехать на площадку в «Крокус Сити», заказать машину и пойти пить кофе. Но надо понимать, что если это новый маршрут, то нам нужно с вами его согласовать — проговорить, подобрать площадку. Мы объясним, что будем подбирать ближайшую площадку, но это не обязательно будет ваш дом». Караваев говорит, что в будни более-менее свободно, а в выходные вертолеты расходятся как горячие пирожки и работают практически не выключаясь.
У конкурентов-друзей тоже плотное расписание. «В среднем в будни организуется около 5–8 рейсов в день, в выходные — до 15, — рассказал «Газете.Ru» PR-менеджер «Хелипорт Москва» Сергей Васильев. — Часто летят по два-четыре человека, вертолеты вмещают максимум шесть пассажиров. Пока что мы не можем сравнивать с предыдущими годами, потому что двери нашего «Хелипорта» открылись только в 2014 году. В следующем году мы уж точно сможем провести сравнение».
Еще один минус — зависимость от погодных условий. Если плохая видимость или обледенение, то пилоты предпочтут остаться на земле. «Вертолет может летать хоть всю зиму! Минус 30 или минус 40 — проблем нет. А вот в обледенение вертолет не может летать, потому что для этого не предназначен категорически», — рассказал «Газете.Ru» пилот «Хелипорт Москва» Валерий Бабурин. По его словам, пилоты проходят специальные курсы и выполняют полеты с инструктором в снегопад, когда образуются снежные вихри от несущего винта вертолета, которые ухудшают видимость. Александр Хрусталев оценивает погодные условия в столичном регионе так: в году машина летает 11 месяцев.
Вертолетный «айфон»
Владелец «Хелипорт Москва» ставит перед собой грандиозные задачи, и в их числе строительство российского легкого вертолета. Сейчас в России не производятся маленькие вертолеты, все подобные машины поставляются из-за рубежа. Соответственно, и запчасти тоже зарубежные. А понижение курса рубля неизбежно заставит пересматривать цены на вертолетные полеты.
«Мы начинаем подготовку к строительству собственного вертолета, — объявил в конце декабря Александр Хрусталев. «Моя задача — создать вертолетный «айфон». У нас есть понимание, что надо делать, у нас есть инженеры, специалисты. Но также очень важно получить обратный ответ от клиентов — чего хочется».
Хрусталев оговорился, что у них даже был свой вертолет, который вроде даже взлетел. Но потом пояснил, что все-таки еще предстоит серьезная работа. «Уже есть техническое задание, определены параметры, определены типы трансмиссии, следовательно, мы понимаем, какие агрегаты, узлы нужны, — говорит Хрусталев. — Думаю, в следующем году мы представим макет, планы такие. Еще через год покажем летающий прототип, а еще через год — начнем получать сертификацию».
Стремительное расширение вертолетного бизнеса в России тормозят законы. Предприниматели указывают, что от вертолетных компаний требуют такой же объем документов, как и от крупных авиакомпаний, подобных «Аэрофлоту», а вертолетные центры для чиновников — подобны аэропортам.
«Нынешнее положение правил и законов для развития вертолетного трансфера — это скорее полоса препятствий, нежели полоса благоприятного развития бизнеса. Но нам это придает динамику — мы энтузиасты и всегда находим силы, чтобы и дальше работать в этом направлении», — говорит Хрусталев.